МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Показатели развития
0 – 3 месяца
В этот период
  • младенец начинает различать
- звучание погремушки, колокольчика
- пение близкого ему человека (от пения незнакомого);
  • отыскивает взглядом звучащую игрушку;
  • начинает реагировать комплексом оживления (улыбается, двигает ручками) на приятные интонации в пении.
 
4 – 6 месяцев
К концу данного возрастного периода младенец способен:
  • отыскивать взглядом звучащий предмет, даже если для этого необходимо поворачивать голову;
  • ненадолго сосредотачиваться на пении взрослого или на музыке (15 – 20 секунд);
  • оживляться, улыбаться, лепетать (слоги «ба-ба» и др.) в ответ на пене взрослого;
  • радоваться при выполнении элементарных движений совместно со взрослым.
 
7 – 9
К 9 месяцам младенец может:
  • внимательно, с интересом слушать пение взрослого или музыку, эмоционально реагируя по-разному на спокойную или задорную музыку;
  • откликаться на пени взрослого элементарными певческими интонациями;
  • эмоционально реагировать на знакомые ему игровые действия взрослого;
  • пытаться подражать элементарным движениям взрослых под музыку (хлопать в ладоши и т.п.)
 
10 – 12 месяцев
К концу первого года жизни ребенок:
  • выжидательно смотрит на взрослого, когда он готовится к пению или игре на музыкальном инструменте, проявляет некоторую слуховую сосредоточенность при слушании музыки;
  • эмоционально по-разному откликается на музыку контрастного характера по темпу и динамике;
  • с удовольствием смотрит на взрослого и слушает его пение, выделяет отдельные интонации;
  • проявляет активность:
- в певческой деятельности (гулит, лепечет, появляются простейшие певческие интонации, подпевание конца песни «ай», «ой» и т.п.);
- в игровой деятельности (выполняет элементарные игровые движения, доступные его пониманию: загибает пальчики, прячется и т.п.);
- в плясовой деятельности (выполняет эмоционально элементарно плясовые движения, такие, как хлопки, топание ногами, легкие полуприседания и т.п.)
ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ
Показатели развития
1 – 1,5 года
К полутора годам у малыша:
  • достаточно развито восприятие музыки, при слове «музыка» он подбегает к взрослому, садится и ждет, может слушать музыку около 20 секунд, после смены видов деятельности может снова внимательно ее слушать
  • развита эмоциональная отзывчивость на музыку контрастного характера, динамики, тембра, на выразительные интонации в пении взрослого (грустная, радостная и т.п.)
  • проявляется музыкальная активность:
- в слушании-восприятии музыки: отдельными проявлениями показывает свое отношение в музыке;
- в пении: подражает отдельным интонациям взрослого в пении, подпевает отдельные слоги: «ай», «ух», «ля-ля» и т.п.;
- в движениях под музыку: начинает плясать, услышав веселую плясовую музыку, появляются любимые плясовые движения, исполняемые под текст пляски: топание ногой, ножками, покачивание на ногах, кружение и т.п.; движение выполняет по показу или совместно со взрослым, иногда самостоятельно; движения начинают регулироваться слуховыми впечатлениями (речь взрослого, музыка);
- игровые действия становятся более разнообразными: ищет, бегает, прыгает, прячется и т.п.
 
1,5 – 2 года
К двум годам у ребенка:
  • достаточно развито музыкальное восприятие, имеется устойчивые интерес к музыке и некоторая культура слушания ее (может слушать около 20 секунд)
  • знает небольшое количество музыкальных произведений, выделяет любимые, очень доволен, если взрослый исполняет песню (музыку) по его желанию;
  • заинтересованно слушает пение взрослого, а также мелодию этой песни, сыгранной на детском музыкальном инструменте,
  • эмоционально откликается на различный характер музыки и отдельные певческие интонации (радостный, грустный, вопроса, ответа), а также на различные игровые сценки под музыку;
  • различает наиболее яркие выразительные отношения музыкальных звуков, контрастные по высоте (лай маленькой и большой собаки), по тембру (колокольчик и барабан);
  • развита музыкальная активность:
  • - включается в пение песен с повторяющимися простыми по звуковому составу словами (заинька-зайка) или с куплетами слогового пения (баю-бай);
  • - с удовольствием включается в пляски (особенно под пение взрослого и по показу) , может самостоятельно выполнять простые танцевальные движения: «фонарики», хлопки в ладоши, по коленям, прыжки, притопы ногами, покачивание с ноги на ногу, легкие пружинки; движения могут выполняться по кругу, в паре, приглашают друг друга плясать, пытаются сами сделать круг, с помощью взрослого сужают и расширяют круг;
  • легко вовлекаются в игровые ситуации, испытывают при этом большое удовольствие, понимают многие игровые действия (пожалеть кошечку, покормить птичку), меняют игровые действия по двухчастную музыку контрастного характера (первая часть – спят, вторая часть – пляшут, догоняют и т.п.), эмоционально реагируют на понятные игровые ситуации, проявляют потребность в звучании музыки во время игр;
  • появляются элементарные творческие проявления (подбирает сам движения с игрушкой под музыку разного характера и т.п.)
 
ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ
Показатели развития
 
К трем годам у ребенка:
  • имеется достаточный запас музыкальных (вокальных, инструментальных) произведений, доступных по содержанию (образы окружающего мира) и форме;
  • развиты элементарные музыкально-эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость на музыку;
  • развито восприятие и различение выразительных элементарных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, тембру и динамике;
  • достаточно развита музыкальная активность:
- с удовольствием включается в выразительное пение интересных для него песен, владеет некоторыми элементарными вокально-хоровыми умениями (поет напевно, большинство поют согласованно с музыкой);
- эмоционально исполняет несложные хороводы, пляски (в том числе и с атрибутами), танцует в кругу, в паре;
- легко вовлекается в музыкальные и музыкально-сюжетные игры, старается действие выполнять под музыку, передавать характерные движения игровых персонажей (лисы, волка и т.п.);
- активно «осваивает» звучащие музыкальные игрушки и инструменты;
  • развиваются первичные музыкально-творческие проявления, как в пении, так и в движении.
Костина Э.П.  «Камертон» . Программа музыкального образования детей  раннего и дошкольного возраста . Москва. «Просвещение».2004.
 
Музыка как часть повседневной жизни.
Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку?
А ведь музыка в большей степени, чем какой - либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонации. Ещё в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушённо, всё, что происходило во внешнем мире. Видите: первую информацию о мире он получил ещё до рождения и именно через слух!
Исследования нейрофизиологов показали, что формирование мозга начинается на четвёртой наделе внутриутробного развития. Образование специфических связей между нервными клетками - создание материальной основы интеллекта - происходит у зародыша человека задолго до рождения. Уже у 6-7 месячного плода кора головного мозга приобретает способность к активной переработке информации. К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и, следовательно, на мозг ещё не родившегося ребёнка оказывают воздействие звуки: шумы внутренних органов матери, её голос, удары сердца и звуки извне - музыка, гудки машин, шум ветра и т.д. В настоящее время имеются доказательства того, что ребёнок ещё до рождения способен накапливать сенсорную информацию, и обогащение его внутриутробного опыта в значительной степени влияет на всё последующее развитие.
Только что родившийся человек помнит мелодии: он может выделить из музыкальных произведений те, которые слушала его мать во время беременности. Не так давно были опубликованы исследования, установившие способность грудных детей узнавать сказку, многократно прочитанную вслух матерью до их рождения. Шестнадцати женщинам было дано задание в последние шесть с половиной недель перед родами дважды в день вслух читать детскую сказку о коте. Когда же новорождённым были предъявлены две записи голоса матери, на одной из которых была сказка о коте, а на другой - иная сказка, они выбрали знакомый им рассказ, показав это изменением ритма сосания.
Известен эксперимент с участием 700 будущих матерей, которые пытались общаться со своими ещё не родившимися младенцами. Многие из этих детей начали произносить первые слова уже в три — четыре месяца, в семь — ходить, а в возрасте около года - выговаривать некоторые сложные слова.
Музыка, звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряжённость мускулов. Чем меньше ребёнок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаём для ребёнка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, бельё, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребёнка.
На улице по различным звукам и шумам также можно очень много узнать о мире. Водите детей не только смотреть — водите их слушать капель и журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны, благо они снова вошли в нашу жизнь. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям.
Слушание музыки решает в первую очередь задачу формирования у ребят эстетического вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры. Прежде чем включить проигрыватель и поставить пластинку с музыкой, которую вы хотите предложить детям, вам стоит:
- прослушать ряд музыкальных произведений и выбрать из них те, которые нравятся вам и трогают лично вас. Помните, что только ваше собственное чувство к данной конкретной музыке может пробудить интерес ребёнка к звучащему;
- по   возможности,   прочитать  о   композиторе,   чтобы  ваше собственное отношение к его музыкальному стилю, самому композитору и его произведениям было осознанным;
- постараться избавиться от привычки обсуждать и объяснять детям, какое содержание несёт та или иная музыка и «о чём хотел сказать композитор» в данном произведении; пусть просто слушают музыку.
Общими критериями отбора музыкальных произведений в этом случае можно считать:
- преобладание выразительности над изобразительностью;
- доминирование   мелодической   линии   (голос,   солирующий инструмент);
-  чётко-выраженное настроение;
- истинную эстетическую ценность композиции.
Слушать музыку желательно каждый день. Если вы любите петь, хорошо иногда самим исполнить детям любимую лирическую песню или романс.
  
Развитие слухового восприятия
 
Экспериментирование со звучащими предметами - особая форма проявления детской активности, которая:
- стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе к миру
звуков и звучанию разных предметов;
- расширяет  способность   к  различению  звучания  разных предметов 
и дифферинцированию звуков по высоте, интенсивности;
- развивает мелкую моторику кистей рук;
- формирует чувство ритма;
Возрастной особенностью детей двух-трёх лет является то, что окружающую действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо,   если   у   вас   дома   появляются   различные   свистящие,   шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и т.п. предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос»:
- банки   из - под   кофе,   чая,   соков,   наполненные   горохом,   косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;
- шуршащие    метёлки    из    обрезков    магнитофонной   ленты,    бумаги, полиэтилена и т.п.;
- погремушки   из   нанизанных   на  проволоку  пуговиц, пластмассовых  и металлических косточек, бусин, колокольчиков;
- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, стучащие палочки разной толщины из дерева разных пород;
- сосуды с разным количеством воды (наподобие ксилофона);
- перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра, по которым можно ударять;
- нитки и резинки, натянутые по принципу струн так, чтобы ребенок мог сам менять силу натяжения;
- свистки и дудочки из глины и дерева.
Занятия с этими звучащими предметами помогут вам открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Знакомить со звучащими игрушками надо постепенно. Желательно делать их на глазах
у детей. Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил
примут участие в их изготовлении.
Необходимо постоянно развивать слуховое восприятие детей - в первую очередь слуховое внимание и память; умение выделять различные качества звуков и сравнивать звуки.
Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями. В словах, например, «прошу вас» могут звучать искреннее расположение, угроза, мольба, издевка или полное равнодушие. Известно, кстати, что женщины больше доверяют интонации, жесту, взгляду человека, чем тому, что он говорит. Мужчины, напротив, менее склонны обращать внимание на невербальный канал коммуникации.
Детей важно научить слушать не только собеседников, но и самих себя; научить выражать сочувствие, радость, огорчение - любые эмоции так, чтобы это было понятно окружающим. Немало людей смогли бы обойтись без услуг психотерапевта в зрелом возрасте, если бы в детстве их научили понимать состояние других и выражать своё собственное.
Малыш растёт, всё большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие слуха мы по - прежнему обращаем очень мало внимания. И вот результат: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они немузыкальны, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по радио или в магнитофонных записях, с экрана ТВ. У них, как правило, отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух. Они не умеют петь, а самое главное - у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от неё удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу.
А нужно ли им это? Да, очень нужно. Мы знаем, что верно подавлять свои эмоции, сдерживать их в себе. Но ведь не любая форма их разрядки приемлема. Истерика, агрессия, хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние - чувство вины.
Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме.
С глубокой древности музыка служила человеку эффективным средством психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже - былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляниях сопровождали его жизнь.
Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина, и дворянина, для которого вечерние домашнее пение и музицирование также были само собой разумеющимися атрибутами душевной и духовной жизни.
Безусловно, музыка - это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка - это источник духовного насыщения ребенка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного.
Само собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребенка.

© tatian-goncharov

Сделать бесплатный сайт с uCoz