ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Классическая музыка в детстве — хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:
1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о  необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
«Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет! красиво снаружи, оно нее равно развалится на куски от сильного  ветра и землетрясения», — считают педагоги.
Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.
2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.
4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Итак, постарайтесь запомнить главное:

Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой,
тем более музыкальным он становится,
чем более музыкальным становится,
тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

 Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как чувство лада, звуковысотный слух. Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.
«Значение музыкального фольклора в развитии и воспитании дошкольников».
«Детский фольклор вызван к жизни едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» - писал крупнейший исследователь и фольклорист Г.С.Виноградов.
Действительно, детский фольклор объединяет мир детей и мир взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей ребенка.
Детский фольклор - сложная многоликая система произведений, включающая в себя:
— «поэзию пестования» детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки,
докучные сказки).
— детский бытовой фольклор: песенки, заклички, дразнилки, сказки, обрядовые
произведения, страшилки.
— потешный фольклор: словесные игры, скороговорки, молчанки-голосянки, загадки,
небывальщины.
— игровой фольклор: ролевые игры с текстом и без, считалки, жеребьевые сговорки,
игры - импровизации и др
Ребенок в период детства проходит 3 важнейших этапа, названных в возрастной
периодизации:
— младенчеством — от 0 до 1,5 лет.
— ранним возрастом —1,5-3 года.
— дошкольным возрастом —3-6 лет
На каждом из них применяется своя фольклорная основа.
К сожалению, на сегодня, мало используется в воспитании детей в семье. Ни одно из современных авторских произведений не может быть так понятно и близко ребенку, как
песня, исполненная матерью. Ведь для малыша в этот период важна эмоциональная
близость с родным человеком, чувство защищенности.
Народ - педагог, сложивший поэзию пестования, проявил удивительно глубокое понимание психического развития, проявляющееся в музыкальном восприятии, любви к ритму, активному освоению речи, тяги к активным движениям.
На 2 этапе развития ребенка поэзия пестования продолжает радовать малыша и оставаться центральным средством воспитания. Здесь шире используются пестушки, потешки, как материал, стимулирующий развитие движений и словаря детей. К 3 годам малыш осваивает предметное окружение, учится есть и одеваться, использовать в быту ложку и чашку, мыло и гребешок, стремиться к активному общению со взрослым и самостоятельности. Эти годы должны дать ребенку эмоциональный опыт и опыт общения с игрушкой. И сегодня игра с куклой любима детьми, и колыбельная песня, потешка и пестушка могут занять в них достойное место.
3 этап - важнейший в развитии ребенка.
Каким же содержанием заполнить его жизнь на этой ступени? Эти годы должны стать для ребенка «школой практической морали», дающей опыт взаимопомощи и сотрудничества.
Решить эту не простую задачу поможет игра, а именно музыкальная игра. Фольклорная основа может помочь детям в конструировании новых игр.
Заклички, приговоры хорошо использовать в играх календарного типа с подбрасыванием предметов вверх.
Поддевки, дразнилки, хороводные игры способствуют развитию у детей выразительности речи и пластики движений в театрализованных играх.
Загадки, небывальщины могут стать неотъемлемой частью игр-фантазий.
Детские годы пролетают очень быстро и по значимости не могут сравниться ни с какими другими. Народная мудрость гласит:
«УЧИ РЕБЕНКА, ПОКА ПОПЕРЕК ЛАВКИ ЛЕЖИТ, А КОЛИ ВДОЛЬ ЛЕЖИТ - ПОЗДНО»
Базис личностной культуры формируется у ребенка к 3 годам. Поэтому так важно организовать в этот период встречи ребенка с песней, с книгой и игрой. И от того, будет или нет детство наполнено сокровищами русского игрового и литературно-музыкального творчества, зависит вся дальнейшая участь маленького человека.
Г.С.Виноградов:
«Произведения детского фольклора для ребенка - живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие, видимо расцветающие, существующие неотделимо с их хранителями».
Музыкальная игра формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение, воспитывает в малыше чувство дружбы, развивает его умственные и творческие способности.
Игра приносит ребенку радость и является неотъемлемой частью его деятельности. В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры, игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку.
Знакомя ребенка с самого раннего возраста с русским фольклором, с русской музыкой, мы даем ему представление о своем народе, его истории.
Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. Народные мелодии хороши своей простой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыки.
Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это хороводные игры, припевки, считалки и, конечно же, сказки. Надо выбирать те игры, которые были бы понятны и близки ребенку.
Сказки - лучший образец народного творчества. В игре она просто незаменима. Драматизируя сказку, ребенок связывает слово с действием.
Игра - драматизация помогает детям полнее воспринять художественное произведение, развивает у них наблюдательность, воображение, воспитывает вкус к слову, к музыке, любовь к родной природе. Игра - драматизация способствует более глубокому пониманию детьми художественного образа, а отсюда и искренности к игре. В работе с детьми необходимо использовать русские народные костюмы. Отдельные элементы русских костюмов предлагать детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечениях (платочки, косынки, кокошники, ленточки, фартучки и т.д.) Для девочек необходимы —сарафан и блузка, лента и кокошник. Для мальчика — рубаха-косоворотка, пояс из тесьмы и короткие шорты. Костюмы должны быть разных цветов: красные, синие, зеленые, голубые, бежевые, белые, сиреневые (сарафаны и рубахи), блузки - белые шелковые.
Используя народные костюмы для оформления детской русской пляски, мы приобщаем детей к русскому народному искусству. Большую пользу приносит детям и выступления взрослых в детском саду (пляска Д. Мороза под русскую народную мелодию, пляска скоморохов на празднике «Масленица» или «Ярмарка» и др.)
Впечатления детей усиливаются, когда они видят по телевидению или на концертных сценах выступление детских и взрослых танцевальных коллективов в русских костюмах. Это с одной стороны, вызывает у детей восхищение пластичностью, музыкальностью, красотой и образностью профессионального исполнения русского народного танца, с другой - порождает у детей желание подражать.
Очень хорошо использовать слушание музыки, песен, сказок в грамзаписи. С большой радостью дети прослушивают магнитофонные записи, в которых сами принимают участие. Хорошо записывать мелодии, которые дети исполняют на детских музыкальных инструментах, песни, стихи, инсценировки.
Большую эффективность в работе имеет разучивание плясок, музыкальных игр, игр - драматизаций под магнитофонную запись, так как это дает возможность непосредственного общения с детьми.
Сила и значение игр, сказок, драматизации, построенных на фольклорном материале, в воспитании детей велика.
Народные игры, народная русская музыка должны входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным явлением в работе детского сада и семьи. 

© tatian-goncharov

Сделать бесплатный сайт с uCoz